Как утверждают люди сведущие, в современном мире мотоцикл, в отличие от машины, давно перестал быть только средством передвижения. Это образ жизни и определенная философия со своей яркой культурой и интересной историей, риском и драйвом от единения машины и человека.
В своей жизни Евгений Назимов уже успел обуздать несколько «железных коней» различных классов и кубатуры. В 2005 году бывший воспитанник секции картинга Дворца творчества детей и молодежи первым привез в Воркуту спортбайк «Yamaha». Суровый климат Заполярья, отсутствие хороших дорог и в целом мест для быстрой и комфортной езды на мотоцикле не стали преградой для мечты. Юность требовала свободы и адреналина, которые с лихвой компенсировало это двухколесное стремление к горизонту. Уверенность в том, что такой мотоцикл предназначен не для нашего города, укрепилась после аварии. По счастливой случайности при отсутствии в то время современной экипировки, за исключением шлема, серьезных травм удалось избежать, отделавшись переломом пальца на руке. На этом с мотоциклами решено было «завязать», но «бензин» в крови не позволил. Тем не менее, на «покатушки» по городу было поставлено строгое табу. Погонять Евгений теперь позволял себе только в тундре. Специально для этого приобрел опять-таки первый в городе, классический внедорожный гоночный эндуро-мотоцикл, которому не страшны заезды по пересеченной местности. Уже после первых поездок понял, что это идеальный вариант для Воркуты. Сейчас в городе насчитывается более 100 единиц мотоциклов такой модели.
Увлечение мотоциклами открыло возможность осуществить еще одну мечту – покорить новые дороги и побывать в разных уголках страны. Путешествия на мотоцикле для Евгения Назимова – тема особая. Здесь нет места скоростям – важно увидеть и воспринять все, что окружает. Красоту таких пейзажей, уверяет он, не передаст ни одна самая хорошая фотография. Для первого путешествия в Магадан в качестве «коня» был выбран «Honda Africa Twin» 90-х годов. Неубиваемый «аппарат» за 7500 километров ни разу не подвел хозяина, полностью выполнив возложенную на него миссию, дешево и надежно. К сожалению, до конечного пункта путешествия доехать не получилось – сломался мотоцикл друга. Последняя мотостановка – Тында, в народе называемая «столицей БАМа». Между тем мечта осталась, и ее воплощение – всего ли вопрос времени. При этом покорять новые горизонты Евгений решил уже на более современной модели мотоцикла. Долго изучал рынок и остановился на туристическом эндуро компании Cfmoto. Путешествие из Сосногорска в Крым на «китайце», оснащенном климат-контролем, подогревом руки и сидения, оставило принципиально новые впечатления по уровню комфортности. Все замечания и пожелания, появившиеся в процессе эксплуатации, он фиксировал и затем отправил производителю. Неизвестно, прочли ли в Поднебесной письмо воркутинца, но многие недоработки были учтены компаний и внедрены в производство.
Ожившая мотолегенда
О создании коллекции советской мототехники и уж тем более о ретромузее Евгений Назимов никогда не задумывался. Сейчас в его гаражном боксе 20 экземпляров двухколесного транспорт, еще несколько находятся на ремонте и реставрации. Практически все представленные модели, как говорится, на ходу – заводи и катайся. Все они местные, и когда-то верой и правдой служили воркутинцам, только один экземпляр – яркий представитель совесткой эпохи – «ИЖ-49» привезен в Заполярье из Котласа. «Иж», «Восход», «Урал», «Ява», «Верховина», «Рига», «Дельта» – названия знакомые каждому мальчишке в СССР. Иметь свой мопед, не говоря уже о мотоцикле, – заветная мечта, для многих так и оставшаяся несбыточной. У Евгения она исполнилась с избытком:
– Началось все летом прошлого года. В гараже у знакомых в поселке Воргашоре оказался старый дедушкин мотоцикл «ИЖ Юпитер-2» с коляской 1968 года, с которым они не знали, что делать. Я поехал, посмотрел и забрал. Когда мыл его с химией складывалось ощущение, что он впервые за последние 50 лет хорошо помылся. После того, как вместе с розовой пеной стекла полувековая грязь, стало понятно, что мотоцикл еще находится в очень хорошем состоянии. Я поставил его на учет, и мы с другом, надев ретрошлемы, поехали покататься в старую часть города. Очень символично получилось. Тогда продолжать коллекцию я не планировал, но подвернулся еще один интересный варианта – «Урал 8.103» 1991 года выпуска с пробегом в 1500 километров. Это последняя модель, которую шахтеры в годы перестройки получали по бартеру. Мотоцикл был в идеальном состоянии и родном необычном кисло-зеленом цвете. Так неожиданно для самого себя я начал собирать старые мотоциклы. Сильно разбитые стараюсь не брать, на них уходит очень много времени, а оно самое дорогое в нашей жизни.
В гаражном боксе ретромузея то самое время не просто остановилось, а, кажется, повернуло вспять. Двухтактная старушка «Ява 250» 1964 года и молодежная шестивальтовая «Ява 350» своей статью даже сегодня напоминают о статусе и престиже всего семейства чешской «Jawa». Также среди экспонатов «ИЖ Планета Спорт» и «ИЖ Планета Спорт-2», выпускавшиеся на Ижевском заводе по лицензии японской фирмы Yamaha, чем выгодно отличались от остальных советских моделей. В народе от сокращения «ИЖ ПС» мотоцикл прозвали «Пес». На реставрации еще остаются «ИЖ Юпитер-3» и «ИЖ 56». Части «скелета» последнего – рама и крыло – вместе с госномером старого образца были найдены в развалинах гаражей поселка Советского. Остальные «составляющие» собирали по всему городу. В итоге в «Капсуле времени» появилась модель, которую на заводе считали эксклюзивной, ставшей базой для дальнейшего развития предприятия.
Представленный среди экспонатов «Восход-2» в начале 70-х считался самым лучшим мотоциклом этой серии, а его родственник «Восход-3М» ценился за простоту в ремонте, выносливость, экономичность и невысокую стоимость – 450 рублей против 900 за «Яву» и 1000 рублей «ИЖ ПС».
В ряду с мотоциклами не менее популярные у подростков прошлого века мопеды и мокики. В коллекции – «Стелла Рига», «Дельта», «Верховина-6», «Рига-11» и «Рига-13», а также редкая модель «Mini Moke». Еще парочка новых экземпляров – в работе. Линейку мотороллеров пока представляет только одна модель – уникальный по своим техническим качествам «Электрон».
Каждый мотоэкземпляр ретромузея в Заполярье можно безошибочно назвать историческим артефактом, впитавшим в себя ритм и определенный шарм ушедшей эпохи. И с большинством из них у Евгения связана уже своя, современная история:
– У моего друга был мопед с красивым госномером «0100», и я попросил отдать его в свой музей. Договорились на обмен – мопед на «Минск» в тундру ездить. Нашел я вариант, купил и уже собирался уезжать, как позвонил знакомый и предложил посмотреть еще один мотоцикл в соседнем гараже. Пошли смотреть: мне показывают кучу коробок, в которых в разобранном виде сложен оригинальный «Cezet». Его хозяин тоже готов был отдать его за «Минск». В общем, отдал я ему мотоцикл, который другу купил, а тот, в итоге, свой мопед мне просто подарил. Не сомневаюсь, что у воркутинцев хранится еще много интересной техники, и мне хочется, чтобы люди достали ее из своих гаражей и привезли в наш ретромузей, который, считаю, должен стать общегородским. К каждому экземпляру сделаем информационную табличку, где по желанию можем указать имя владельца. Буду рад если в коллекции появятся «Минск», «Днепр», семейство «ИЖей-3,4-5», в том числе редкий сегодня «ИЖ-350». «Капсула времени» должна стать местом соприкосновения эпох и объединения разных поколений. Для одних это будут теплые и светлые воспоминания, для других – экскурс в историю мотостроения. Часто вижу, как посетили музея с щемящей ностальгией рассматривают и прикасаются к мотомоделям, вспоминают свою жизнь, переживая давно забытые эмоции. Я в такие моменты отхожу в сторону, оставляя людей наедине с их памятью.
Первая машина
Еще один раритетный автоэкземпляр Евгений хранит в картинг-клубе, где старается привить детям любовь в технике, научить навыкам вождения и, выдернув из мира смартфонов, увлечь, действительно, интересным делом. Здесь хранится карт, на котором он ездил, будучи еще воспитанником секции. Сегодня это единственный летний вариант гоночной машины, оставшийся в клубе. Рядом с наградами воспитанников – кубок газеты «Пионерская правда» времен СССР. Со старым картом они практически ровесники.
Говоря откровенно, этот вид спорта ему удалось сохранить в Воркуте практически на голом энтузиазме. Он и сегодня не жалеет личных средств на нужды клуба, объясняя это исключительно личным желанием продолжить работу и жизнь секции. Конечно, без помощников в этом деле не обошлось: помещение для занятий и гараж для техники предоставил Дворец творчества детей и молодежи, кто-то помог со стройматериалами, кто-то возместил сопутствующие издержки. Всю технику для занятий Евгений Назимов приобрел за свой счет:
– Картинг ‒ это неотъемлемая часть мотодвижения – основа, закладывающая в человеке желание связать свою жизнь с техникой. Сегодня в клубе работает две группы по девять человек каждая. Занятия для детей бесплатные – это обязательное условие. Мы полностью сменили автопарк – все старые советские машины заменили на новые, но тоже отечественные, которые выпускает завод ДОСААФ в Санкт-Петербурге. Кроме того, мы полностью перешли на зимний картинг. В условиях Арктики, считаю, это правильным решением.
Несколько лет назад картинг как вид спорта был включен в программу Спартакиады народов Севера России «Заполярные игры», но погодные условия Заполярья вносили в график состязаний свои коррективы: метели, морозы и даже неожиданные оттепели не раз ставили соревнования на грань срыва. Также пробой для иногородних картингистов стала доставка техники к месту соревнований. Их машина привозили в город транспортные компании, что увеличивало стоимость перевозки.
Несмотря на все перипетии, картинг в Воркуте продолжал и продолжает собирать вокруг себя любителей техники и спорта. Даже есть планы на дальнейшее развитие, но для воплощения большей части из них клубу необходима финансовая поддержка, а в идеале внимание со стороны региона и федерации – все-таки важное дело делают. Сейчас Евгений всерьез задумывается над строительством крытого картодрома в Воркуте – он позволит проводить соревнования в любую погоду, да и тренировки юных гонщиков не будут привязаны к капризам северной природы. Это может стать существенно новым этапом развития картинга в Заполярье, расширяя возможности и перспективы как для юных спортсменов, так и опытных пилотов.
Уважаемые воркутинцы! Если вы готовы пополнить коллекцию раритетным мотоциклом, то звоните Евгению Назимову по телефону 89121777913.