И в теории
Как рассказал командир местной народной дружины, главный специалист управления делами администрации Воркуты, в прошлом ‒ сотрудник правоохранительных органов Андрей Долгов, в декабре 2023 года администрацией Воркуты было принято решение о создании народной дружины. Поводом стало бездействие предыдущей организации, которая фактически прекратила свою деятельность с августа прошлого года. После оформления всей необходимой документации и юридических процедур в нашем городе появилась народная дружина. К слову, «добровольная» из определения исчезла – на официальном уровне Федерального законодательства, но по сути таковой осталась.
На первом этапе ее формирования желание стать дружинниками изъявили семь воркутинцев. Сейчас в составе дружины 17 человек, большая часть из них сотрудники администрации города и социальной сферы. Получив форменную одежду – жилеты с надписью «народная дружина» и соответствующие удостоверения, они «усилили» наряды полиции, выполняя задачи по охране общественного порядка на территории муниципалитета. В патрулирование дружинники выходят два раза в неделю – вечером в пятницу и субботу – в составе пешего или автопатруля. Именно эти дни самые напряженные в графике работы правоохранителей. Кроме того, дружина принимает активное участие в охране общественного порядка во время проведения рейдовых мероприятий подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) и ГАИ, спортивных, культурно-зрелищных и других массовых городских мероприятий.
– Наша основная задача – профилактика и предупреждение правонарушений, – рассказал Андрей Долгов. – Выходя в рейд с сотрудниками МВД, мы можем оказать содействие в задержании нарушителя, а также при необходимости выступаем в роли понятых. За время проведения совместных рейдов нашим дружинникам пришлось стать свидетелями не одного десятка разных правонарушений. Люди в куртках «Народная дружина» горожан дисциплинируют, они реагируют на наши замечания, в спор не вступают. Как и в советское время, население относится к нам с уважением, некоторые, когда видят на улице, высказывают одобрение, что в Воркуте вновь появились дружинники.
Андрей Васильевич уверен, борьба с преступностью – дело не только государственное, но и общенародное, поэтому работа народных дружин повлияет на криминогенную обстановку в городе, а в отдельных случаях поможет предупредить совершение правонарушений. Кроме того, это определенного рода общественный контроль за действиями сотрудников правоохранительных органов.
И на практике
Перед выходом в рейд народные дружинники проходят инструктаж совместно с нарядами полиции и сотрудниками патрульно-постовой службы в местном отделе МВД. Дежурный доводит до патрулей актуальные на сегодняшний день ориентировки, оперативную обстановку и проводимые профилактические мероприятия, а также напоминает о необходимости соблюдения законности и дисциплины при несении службы, готовности отразить возможные нападения и вежливому обращению с гражданами.
Нас распределяют в автопатруль «828» к молодым полицейским Максиму и Юрию. Ребята работают в «органах» сравнительно недавно, вместе в одном патруле – уже год. Свою профессию считают специфичной, подходящей для тех, кто не любит ежедневного однообразия и рутину. Каждая смена отличается от предыдущей, да и вызов вызову рознь. Как правило, дежурства с понедельника по четверг проходят относительно спокойно, пятница и выходные – зачастую напряженные. Основная причина вызовов – различные конфликты, возникающие между гражданами после употребления алкогольных напитков. Большая часть инцидентов происходит в квартирах, исключение – теплые летние дни. Больше всего вызовов поступает в промежутке с 22 до четырех часов утра. Особо беспокойных районов, по словам полицейских, в городе нет, при этом самым тихим сегодня считается Железнодорожный район. Правоохранителей сюда вызывают очень редко.
Пока нет вызовов, патрулируем улицы и дворы от аэропорта до транспортной развязки Шахтерского района, параллельно проверяем памятники и мемориальные доски на выявление возможных актов вандализма – это входит в обязанности полиции. Попутно заезжаем в ближайшие алкомаркеты – для них вечер пятницы довольно посещаемое время. Возле одного из них фиксируем факт распития спиртных напитков. Увидев «экипаж», мужчина сбрасывает бутылку спиртного в зеленую зону. На замечание реагирует с отрицанием – мол, не пили, просто стояли. Полемика резко прекращается, когда правоохранители указывают на бутылку, из которой на траву медленно вытекают остатки алкоголя. Виновник уже молча выслушивает профилактические рекомендации от патруля.
Двигаемся дальше, на улице из-за дождя спокойно и немноголюдно. Поступает первый вызов – «бытовая драка». В указанной квартире ‒ две женщины и мужчина в состоянии алкогольного опьянения. По остаткам «былой роскоши» можно предположить, что когда-то тут была неплохая обстановка, но уже давно здесь поселился «зеленый змий» и куча тараканов, которые ползают по потолку и стенам. Хозяйка заваленных хламом грязных квадратных метров просит посадить на 15 суток ее сожителя, который нанес ей побои, соглашается пройти экспертизу. Пока полицейский Юрий составляет протокол, его коллега Максим, забирает у мужчины ключи и, по просьбе сожительницы, просит его покинуть помещение. Мужчина не спорит и молча уходит.
В это же время поступает следующий вызов – «на седьмом этаже на открытом балконе раздетый ребенок лет семи, сильно плачет, чуть не выпал». Включаем «мигалку» и сирену, машины на дороге расступаются. Ситуация неоднозначная, и каждая минута может стоить ребенку жизни. По адресу встречает взволнованная женщина, которая прогуливалась с собакой, увидела малыша, вызвала полицию. Она указывает на пустой балкон, где еще несколько минут назад находился мальчик. По расположению балкона высчитываем квартиру, поднимается на седьмой этаж. В предполагаемой квартире дверь открывает молодая женщина. Из-за ее спины заинтересовано выглядывают мальчик лет семи и девочка чуть младше. Мама уверяет, что ее дети на балкон не выходят, тем более что он закрыт. Для наглядности демонстрирует балконную дверь, которая, к ее удивлению, оказывается открытой. Мальчик признается, что это он выходил на балкон, а плакал потому, что болел зуб. Мама разводит руками: «Значит, не досмотрела». Допрашивать малыша сотрудники МВД не могут, поэтому вызывают инспектора по делам несовершеннолетних – дальше вызов будет отрабатывать он. Женщина начинает заметно нервничать, просит не подключать контролирующую службу, так как семья уже состоит на учете. На пояснения и отказ реагирует излишне эмоционально, выражая свое негодование ненормативной лексикой. Полицейским приходится немного осадить мать семейства, потому что все происходит в присутствии двух малолетних детей. Инспектор по делам несовершеннолетних прибывает на место быстро, и мы отправляемся в дальнейшее патрулирование.
Следующий вызов поступает уже через несколько минут – «девушке разбили нос». Прибываем по указанному адресу, дверь в квартиру открывает молодая девушка с сильным отеком в области глаз и носа. Увидев полицию, возмущается, что скорая помощь еще не приехала. Здесь же находится ее сожитель, ведет себя странно, временами даже несколько агрессивно, говорит сбивчиво. Оба пребывают в нетрезвом состоянии, разговаривают нецензурно. Со слов обоих девушка вышла из дома, и неизвестный возле подъезда ударил ее в нос. В одной из комнат в квартире кровать и пол испачканы кровью, руки мужчины тоже. У него на этот счет есть «железный» аргумент: не найдя обидчика любимой, от злости бил стены. Показывает как: удар, второй, из дверного проема вываливаются куски штукатурки. Полицейские осекают мужчину и просят успокоиться. К этому времени в квартиру поднимается бригада скорой помощи, девушка просит срочно увезти ее в больницу для обследования. Мы выезжаем с ними, один из полицейских Юрий сопровождает потерпевшую в машине медиков, потому что так положено, а после осмотра врача в травмпункте берет у нее объяснения. В принципе ситуация тривиальна – после конфликта и драки девушка покрывает мужчину. В беседе с правоохранителями она не отрицает очевидного, но для протокола вновь рассказывает ранее озвученную версию. Ее предупреждают – следующий конфликт с сожителем может иметь более тяжкие последствия.
Только садимся в машину, поступает следующий вызов на строительный шум после 22 часов. В подъезде по адресу ‒ шум дрели и стук молотка, патруль опрашивает женщину, которая обратилась с жалобой. На слух понять, где ведутся строительные работы, сложно. Решаем пройти в следующий подъезд ‒ здесь звуки намного отчетливее, останавливаемся между этажами, чтобы точно определить квартиру. Мужчина, открывший дверь уверяет, что работы закончил еще час назад. Откровенное вранье явно неприятно полицейским, но они к такому поведению граждан давно привыкли. Мужчина соглашается подойти в указанное время к участковому и дать показания по вызову. Параллельно ему напоминают о временных ограничениях проведения строительных работ в Республике Коми в соответствии с «Законом о тишине». В тамбуре подъезда встречаем гражданина в изрядном подпитии. Оказывается, это хорошо знакомый правоохранителям местный житель. Искренне обещает, что будет вести себя прилично, чтобы соседи не жаловались.
На этом дежурство дружинников заканчивается, а у патруля «828» оно в самом разгаре. Попрощавшись с нами, они выезжают по адресам воркутинцев, за которым установлен административный надзор и запрет покидать место жительства с 22 до 6 часов утра. Охрана общественного порядка продолжается.
Пресс-служба администрации МО «Воркута»