Идея проекта принадлежит Марии Петровне Шарафутдиновой, учителю теперь уже 4б класса, где учится Тимофей. По ее словам, тему проекта ей подсказало непростое время пандемии коронавируса.
– Я подумала, – говорит Мария Петровна, – что можно создать несложный, но весьма полезный прибор, который поможет контролировать уровень содержания в воздухе углекислого газа, чтобы, ориентируясь на его показания, дети чаще проветривали класс. В Интернете нашелся ролик на эту тему… Возможность создания такого устройства мы обсудили с родителями Тимофея. Они были «за».
– Мария Петровна, а почему выбор пал именно на Тимофея?
– У мальчика технический склад ума, он увлекается робототехникой, конструированием, радиоэлектроникой. Любит читать, причем, не просто художественную литературу, а что-то об устройстве различных механизмов, приборов, у него есть интерес и стремление к новым знаниям. Проектная деятельность в начальной школе включена в учебную программу, поэтому мы с ребятами с первого класса готовили мини-проекты, Тимофей выполнял их, что называется, от и до и блестяще защищал перед классом. Плюс к этому, до нашего проекта у него уже был опыт в конструировании – вместе с папой они собрали цифровые часы, цифровое радио, радиомикрофон, катушку Тесла для люминесцентной лампы, огненную лампу (имитирующую закат и восход), ультразвуковой испаритель.
В этом году в нашей школе открылся инженерный класс. Тимофей горит желанием познакомиться с возможностями, которые он предоставляет для юных техников.
– Весной Тимофей перейдет в 5-й класс, а там ведь многое будет по-новому…
– У нас в школе есть преемственность. При подготовке проекта, о котором идет речь, мы обращались за помощью и к учителю физики, и к учителю химии, так что они уже знают о талантах Тимофея…Важно, что и родители поддерживают его увлечение и помогают справляться с трудными для его возраста задачами.
В домашней мастерской папы и сына Осисоровых, под которую отвели часть детской, идеальный порядок. В многочисленных ящичках системы хранения ‒инструменты и детали для технического творчества. Фронт работ в так называемой лаборатории масштабно разворачивается, когда у папы – Алексея Анатольевича выходные дни, а также по вечерам во время школьных каникул, когда у Тимофея больше свободного времени. В другое время маленький исследователь Тимофей тоже может что-то мастерить или собирать, но без использования опасных инструментов, например, паяльника – домашняя техника безопасности не позволяет. Однако следует заметить, что нынешний четвероклассник близко познакомился с паяльником еще в пандемийное время.
Интересуюсь у главы семейства, откуда у их ребенка такое стремление к техническим знаниям. Оказывается, это наследственное: и прадед Тимофея, и дед по роду своей профессиональной деятельности были тесно связаны с автоматизацией производства. Алексей Анатольевич также пошел по этой стезе – сейчас возглавляет службу АСУ и АиТМ (автоматизированных систем управления, автоматики и телемеханики) в ООО "Газпром трансгаз Ухта".
– В детстве, – делится Алексей Анатольевич, – я ходил в кружок радиоэлектроники, и это направление мне по-прежнему интересно. Окончил Вятский государственный университет по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Хотел, чтобы и сын чувствовал себя уверенно в этой сфере, поэтому стал потихоньку вовлекать его в техническую деятельность. Мой отец работал на судоремонтном заводе в Мурманске и часто брал меня с собой, а его тоже в свое время отец приводил на предприятие, где работал – так и сформировался этот, можно сказать, генетический профессиональный интерес.
– А у вас есть свои «взрослые» технические творения?
– В нашей квартире мы пытаемся реализовать систему «умного дома». Установили датчики влажности, освещения, движения. Свет включается по определенному сценарию. Это готовые технические решения, которые мы интегрировали в единую систему. Вместе с сыном выбираем радиоэлектронные конструкторы, которые впоследствии и собираем.
Мама Тимофея – Вероника Валерьевна тоже «за» техническую «профориентацию» сына. Оказывается, еще в дошкольном детстве она уже умело обращалась с паяльником, с удовольствием распаивая старые микросхемы в ремонтной мастерской одного из подразделений Полярноуралгеологии, где на радиостанции работала ее мама. И вообще, Вероника Валерьевна уверена, что детям надо больше доверять, потому, что они зачастую умнее и самостоятельнее, чем о них думают взрослые. В технических успехах своего сына она играет очень важную роль.
Например, в проекте, о котором идет речь, на нее была возложена ответственность за теоретическую часть. Она должна была технически грамотно и в то же время понятно изложить суть устройства, созданного руками сына и мужа. А еще она главный заказчик новых эксклюзивных устройств для своего дома. Так, в перспективе у мужской половины домочадцев работа над технической частью увлажнителя воздуха с эффектом пламени. Дизайн и изготовление корпуса Вероника Валерьевна берет на себя.
Во время нашей беседы Тимофей с интересом слушал ответы родителей на вопросы. В семье Осисоровых вообще принято разговаривать с детьми на разные темы, поэтому мальчик уверенно чувствует себя в общении со взрослыми. Нет сомнений, что Тимофей и в этом учебном году приложит руки к очередному радиоэлектронному конструктору, но в данный момент с большим воодушевлением прикладывает всего себя к новому увлечению – футболу!
Информация и фото предоставлены управлением образования администрации Воркуты