Беседы наедине у нас не получилось – в классе были ее пятиклассники. На вопрос, что они здесь делают, ведь уроки давно закончились, Вера Николаевна пояснила, что детям задали сделать презентацию, однако не у всех получается справиться с этой задачей самостоятельно, а здесь они могут воспользоваться кабинетными ноутбуками и помощью своего учителя и классного руководителя. Тихонько спрашиваю Веру Николаевну: «Хорошие у вас ребята?»,– она также тихо шепчет: «Хорошие!».
Возможно, это и есть секрет успеха учителя математики, который «не засушил» свои эмоции в строгом пространстве цифр, графиков и геометрических фигур, а, наоборот, наполнил своей жизнерадостностью и добротой школьный мир «царицы наук», создав для учеников атмосферу принятия и уважения независимо от того «физик» ты или «лирик» по складу мышления.
Спрашиваю Веру Николаевну: «Чтобы ребенку быть успешным в математических науках, надо родиться с соответствующим складом ума или попасть к талантливому учителю?». В ответ она заходит издалека: «Математику ведь придумало человечество, и развивали эту науку тоже люди, поэтому я думаю, что научить математике можно любого. Правда, многое зависит от того, как ребенок развивался до школы».
– Математика – строгая наука ….
– Ошибаются те, кто считает наш предмет лишенным всякого творчества. Здесь также необходимо и воображение, и фантазия, и умение мыслить абстрактно. Попробуйте представить число «пять»…Можно показать пять пальцев или взять в руки пять тетрадей, а как представить само число «пять»? И тем не менее мы с ним работаем, выполняем какие-то действия, понимаем, что это такое, хотя в природе его не существует. Когда решаем задачи, тоже надо представить ситуацию, обратить внимание на те величины, которые участвуют в ее решении – это тоже творческий процесс…»
– Вы уже 25 лет преподаете детям математику, методики меняются… На что опираетесь вы?
– Я уже не один раз прошла с детьми от 5-го до 11-го класса и, занимаясь с пятиклассниками, уже знаю, что они должны уметь к шестому, а, занимаясь с ребятами из шестого класса, знаю, что им может понадобиться в девятом, и делаю на этом упор.
– В классе, как правило, есть более сильные ученики и такие, кому точные науки даются с трудом…
– У меня всегда есть в запасе задания и для тех, и для других. В нашем кабинете несколько досок: одна интерактивная и две обычные, поэтому есть возможность работать одновременно с несколькими учениками и в течение двух-трех занятий всех вызвать к доске.
– А вам самим было легко с математикой в школе?
– Легко. Потому и поступила в Коми государственный пединститут на физмат. Еще в 11 классе мама записала меня на подготовительные курсы в СГУ (Сыктывкарский государственный университет), курсы я прошла, но поступать туда не стала, потому что там надо было писать сочинение, а в КГПИ – изложение…
– Как вы из столицы Коми, где уже долгое время работали в школе, решились переехать в Воркуту?
– Я выросла в поселке Абезь (Интинский район) – это родина моей мамы. В начале 90-х родителям было страшно отпускать далеко от себя ребенка, вот мама и сказала, что дальше Сыктывкара меня не отпустит. После окончания института меня порекомендовали в одну сыктывкарскую школу – там я и проработала 17 лет, но с самого начала не планировала оставаться в столице, мечтала вернуться к себе на Север, потому что очень его люблю. Был момент, когда мы совсем уж было собрались переезжать, но тут дочь заявила, что хочет окончить школу со своими одноклассниками. Пришлось дождаться, когда она поступит в вуз в Санкт-Петербурге учиться на химика. В Воркуте я уже восемь лет.
– У вас есть любимые конкурсы, в которых вы с детьми участвуете с удовольствием?
– Один из самых любимых – Северный математический турнир в Вологде. Во-первых, там высокий уровень участников и задач, что очень полезно для наших учеников. Во-вторых, их путевки стоят недорого. Мы с ребятами с шестого класса начали ездить на этот турнир, и нам это очень нравилось, потому что дети могли ощутить и реально оценить свои силы. В турнире ведь участвуют не только «звезды» из математических классов столичных лицеев и школ, но также приезжают обычные школьники из Печоры, Архангельска, и даже из Санкт-Петербурга. Сначала наши ребята присматривались, знакомились с другими, а позже, уже в старших классах стали привозить дипломы. Дело пошло!
В первый год, когда я только приехала работать в школу №23, мы с завучем Татьяной Валерьевной Киреевой организовали математическую регату. При поддержке всей школы проводили ее два года, а потом к ней добавили еще один конкурс «Карусель» – получился турнир. Нас очень радует и вдохновляет то, что на наши математические мероприятия приезжают ребята из Инты и Сыктывкара.
– Слышала, что в ваших классах случаются необычные уроки…
– Бывают на улице, но не часто. Это надо, чтобы погода подходящей была и с темой урока совпала. Например, в 8 классе, когда мы проходим тему о подобии треугольников, можно вычислить высоту предмета по его тени. Скажем, по своей тени и тени столба можно вычислить высоту столба. Можно выйти с пятиклассниками во двор школы и дать им задание измерить все, что они хотят. У них, конечно, есть линейки и сантиметровые ленты, но я еще предлагаю им использовать нестандартные единицы измерения – варежки, шаги и прочее, как в мультфильме «38 попугаев».
– Что коллекционируют математики?
– Лично я – сертификаты о прохождении обучения на платформе Stepik, где много бесплатных и очень толковых курсов по программированию, по высшей математике. Занялась программированием, потому что поняла, что скоро в школы придут дети, с которыми надо будет разговаривать уже на одном языке программирования, например, на том же Python. Похоже, скоро для математиков он будет обязательным.
Информация и фото предоставлены управлением образования администрации Воркуты