– Работа в детском саду была для меня предначертана судьбой, – поясняет она. – Когда наш сад только открылся в 1976 году, моя бабушка работала здесь заведующей хозяйством, правда в то время он был садом-яслями №7 Горняцкого РОНО. Меня привезли в Воркуту и, естественно, отдали в этот сад. В Воркуте я окончила начальную школу, а затем уехала на Украину. Там и познакомилась с моей подругой Настей из многодетной семьи. Она обожала своих младших братьев и сестер и буквально растворялась в них. Понятно, что я как ее подруга тоже погрузилась в «воспитательский» процесс, поэтому, когда встал вопрос о выборе будущей профессии, мы вместе решили поступать в Ялтинское педагогическое училище. Но тут вмешалась моя бабушка, сообщив, что в Воркуте открывается такое же педагогическое училище и ведется первый набор студентов. Разумеется, родители отправили меня под надежное бабушкино крыло. Училище я окончила с отличием, и у меня диплом под номером 1. После этого я сделала еще одну попытку обосноваться на Украине, но, по-видимому, Воркута уже решила меня не отпускать… Оказавшись безработной, я опять по приглашению бабушки приехала в Воркуту и устроилась в свой детский сад, в группу, в которой прошло моё дошкольное детство, и проработала воспитателем 12 чудесных лет.
– Нравилось быть воспитателем?
– Нравилось растворяться в детях. В каждом из них я стремилась найти свою изюминку, чтобы потом развивать ребенка в этом направлении. Я пришла работать сразу в подготовительную группу и хорошо помню тот выпуск. Не было детей, к которым бы я не нашла подход. Время показало, что я правильно задала им вектор: кто был тогда гуманитарием, и сейчас работает в этом направлении, кому была ближе техника и математика, тот сегодня в бизнесе, в строительстве…
– Работать старшим воспитателем труднее?
– Суть работы остается прежней, только возрастная категория «воспитуемых» другая. Тот же индивидуальный подход: в работе каждого воспитателя надо или найти то, что у него не получается и помочь с этим справиться, или увидеть, какими талантами он обладает и помочь раскрыться этому во всей полноте. Когда помогаешь воспитателю подняться на более высокий уровень, тогда и его воспитанники вырастают интеллектуально, эмоционально и творчески.
– Наверняка у вас есть свои секреты успешной работы…
– У меня нет ни дня, чтобы я не искала чего-то нового. Постоянно просматриваю специализированные сайты, ищу лидеров, передовые идеи, осуществление которых могло бы поднять наш детский сад на более высокий уровень, что-то, что будет полезно для детей и педагогов. У меня есть девиз: «Если вы есть – будьте первыми, если вы есть – будьте лучшими».
– На ваш взгляд, что можно назвать достижениями в вашей работе за последние годы?
– У нас значительно обновился педагогический коллектив. Это очень непростая ситуация для образовательной организации, но нам удалось объединить всех в дружный коллектив. У нас нет «я», а есть только «мы». Наша задача с заведующим садом Еленой Владимировной Вершининой – подсказать, подать идею, скорректировать, оценить результат, осуществить контроль, но не навязчиво. Работаем на доверии. Еще я считаю успехом в своей работе высокие результаты моих коллег, которым мне удалось помочь в профессиональной деятельности.
– То есть вы взращиваете вокруг себя других звезд… Как вам это удается?
– Как-то само собой получается. Во мне всю жизнь живет синдром отличника, сама люблю только качественную работу и от других требую того же. Помогаю и добиваюсь, чтобы у человека были именно высокие результаты. Например, самый престижный для нас конкурс «Воспитатель года», и мы всегда проходим его с высокими результатами: если это не первые места, то обязательно победа в номинации. В итоге педагоги сами получают удовольствие от участия в конкурсе, а от нас лишь требуется просто подать идею.
– Есть ли место творчеству в вашей работе?
– У нас вся работа творческая. Идеи, как правило, приходят мне по ночам. Я встаю, беру лист бумаги и быстренько записываю, что пришло. Сегодня вчерашним днем жить нельзя, поэтому вся наша работа – это поиск новых идей, подходов, приемов – в итоге получаем хороший творческий результат. Через какое-то время оглянешься и думаешь: «Неужели это мы сделали?» и удивляешься…
– Анна Анатольевна, а если бы не педагогика, то что?
– В любом случае это была бы работа с людьми и с детьми. Думаю, и в театре я бы чувствовала себя органично, потому что в детстве играла в театральной студии, мне удавались любые роли, но больше нравилось играть отрицательных героев. Школьницей я прошла весь наш Дворец пионеров, с первого этажа до последнего, занималась танцами, плаванием, гимнастикой, а остановилась в театре-студии «Веселый ветер» и кружке мягкой игрушки.
– Наше время можно назвать эпохой перемен. Как вы себя в ней чувствуете?
– Нормально. Постоянно учусь, изучаю законы, ищу возможности для воплощения в жизнь новых требований и наших идей, словом, стараюсь идти в ногу со временем. С годами нарабатывается опыт, а на него всегда можно нанизать новые приемы, технологии, подходы, что и дает нам возможность делать свое дело хорошо. Если ничего не будет меняться, нам будет скучно жить. У нас уже сложился такой стиль работы, что все время надо двигаться вперед, что-то придумывать, чем-то удивлять. Держать планку помогает и здоровая профессиональная конкуренция – в воркутинской системе образования сильное педагогическое сообщество и много высокопрофессиональных специалистов.
– Что бы вы пожелали коллегам в преддверии Нового года?
– Всем мира, добра, понимания, милосердия.
P.S. К 80-летию со дня образования города Воркуты Анне Агафоновой было присвоено высокое звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».
Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»