СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г., заключённым Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» от 11 декабря 2019 года определён размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих первого разряда в повышенном размере.
Вышеуказанное соглашение повлекло обязанность всех предприятий (учреждений), в том числе МБУ «СДУ», осуществляющих свою деятельность в сфере содержания и ремонта дорог, установить работникам повышенный размер тарифной ставки. Это привело к массовому обращению работников в суд с исковыми заявлениями о перерасчёте заработной платы за ранние периоды с учётом повышенного размера тарифной ставки.
С учетом того, что реализация отраслевого соглашения для местного бюджета была финансово невыполнимой, руководство бюджетного предприятия, администрация города была вынуждена оспаривать судебные иски, по итогам которых суд встал на сторону истцов. Тем самым перерасчет заработных плат за последние два года поставил вопрос дальнейшего выживания МБУ «СДУ». Если для регионов средней полосы данное тарифное соглашение имеет одни, более щадящие последствия, то для Крайнего Севера – крайне сложные (особенно для бюджетных предприятий).
200 миллионов
Приводим пример в части выплат на одного из рядовых работников «СДУ». Водитель служебного автомобиля за декабрь 2023 года с учетом оклада в 8 000 руб. и применении повышенных стимулирующих выплат (премии) получил на руки 52 000 рублей, а при исполнении тарифной ставки и сохранения прежнего размера премии зарплата возрастет одномоментно до 98 000 рублей (на руки). Данная цифра не является реалистичным размером заработной платы с учетом специфики рынка труда и квалификации. При этом, у водителей спецтехники и специалистов оклады и зарплаты выше, чем у того же водителя. Так, к примеру, грейдерист по отраслевому соглашению должен был бы получать более 160 000 рублей, если сохранить повышенный уровень премии. Таких денег предприятие выплачивать не может (как и все остальные работодатели в городе).
Таким образом, по состоянию на текущую дату, по итогам вступления в законную силу решений Воркутинского городского суда РК по искам работников к МБУ «Специализированное дорожное управление» сформировалась задолженность по оплате исполнительных листов в размере порядка 200 миллионов рублей. В бюджете предприятия и города таких средств нет. Для понимания: собственные доходы муниципалитета составляют чуть более 900 миллионов рублей в год.
Положение бюджета города с учётом ежегодной нехватки финансовых средств ввиду необходимости оплаты содержания пустующего жилого и нежилого муниципального фонда не позволяет администрации изыскать возможность оплаты поступающих исполнительных листов.
Очевидны риски приостановки деятельности учреждения в силу ареста счетов. Это неминуемо приведёт к невозможности осуществления содержания дорог и дорожной инфраструктуры на территории Воркуты, а также реализации мероприятий Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Ввиду вышеизложенного, администрация обратилась в Правительство Республики Коми с просьбой рассмотреть возможность оказания финансовой помощи муниципалитету для выхода из сложившейся ситуации.
СОХРАНИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ
Администрация города Воркуты считает сложившуюся ситуацию непростой, проблему признает и делает все, чтобы и судебные решения выполнить, и сохранить предприятие. МБУ «СДУ» – уникальное (единственное) муниципальное бюджетное дорожное учреждение в регионе, которое выполняет полный цикл дорожных работ как зимой, так и летом. Администрация города не зависит от предпринимателей, частных коммунальных компаний при расчистке дорог и общественных территорий от снега, замене освещения, асфальтировании и пр.
К таким же уникальным муниципальным стратегическим предприятиям мэрия относит и МУП «Воркутинский хлебокомбинат», МУП «Северные тепловые сети». Главная политическая и хозяйственно-экономическая линия – указанные стратегические отрасли в частные руки отдавать нельзя. А привести к этому может любая предбанкротная ситуация, несмотря на производственно-техническое развитие предприятий.
Так, в части МБУ «СДУ» городская администрация в последние годы системно обновляет парк специализированной техники через реализацию социальных соглашений, региональных, федеральных программ и намерена улучшать материально-техническое состояние дорожников и далее.
СЛУХИ И ПРОВОКАЦИИ
Слухи о предстоящей приостановке деятельности предприятия, обслуживания дорожной сети нашего арктического города не соответствует действительности. Работа ведется в плановом режиме. Заработная плата выплачивается вовремя, и задержек не допускалось. По итогам встречи с коллективом МБУ «СДУ» принято решение пока не регулировать проблему (выплаты по исполлистам) за счет снижения премиального, стимулирующего фонда – нареканий к работе предприятия у администрации и жителей города нет. Однако в ближайшее время решение вопроса необходимо искать совместно.
Администрация города призывает СМИ и жителей использовать официальную информацию и не вестись на провокации в сети Интернет – как в отдельных телеграм-каналах, так и в оппозиционных электронных СМИ.
Пресс-служба администрации МО ГО «Воркута»