На торжественном мероприятии традиционно прозвучат приказы о допуске учащихся к государственным выпускным экзаменам (в этом учебном году к экзаменам допущены все выпускники: 758 девятиклассников и 280 одиннадцатиклассников). Продолжить обучение в 2024-2025 учебном году в 10-х классах планируют около 340 девятиклассников, из них в профильных классах предполагают учиться 267 по следующим профилям: гуманитарному, физико-математическому, естественно-научному, химико-биологическому, социально-экономическому, информационно-технологическому.
С чем у нас ассоциируется этот праздник? С бантами в косах повзрослевших девочек в белоснежных фартуках и традиционных школьных платьях, с юношами в строгих костюмах, украшенных атласными лентами с надписью «Выпускник 2024 года», с городскими улицами, заполненными толпами ребят с такими лентами через плечо…
Люди старшего поколения по этому случаю могли бы еще и напеть: «Когда уйдем со школьного двора…», но для современных выпускников в этот радостный и одновременно тревожный момент жизни предпочтительней «Сансара» Басты, где тоже есть символические строки: «Учитель продолжается в своем ученике…». Да и традиционный прощальный школьный вальс они исполняют под новые мелодии, позаимствованные, например, из мультфильма «Анастасия»… Современные родители боятся разрыдаться на сцене, например, исполняя песню «Когда ты станешь большим» Дениса Клявера… И все же суть этого события остается неизменной.
Интересно, что у этого праздника есть отец-основатель – Федор Федорович Брюховецкий, краснодарский педагог, заслуженный учитель РСФСР. Идея праздника, объединяющего учеников и создающего особую атмосферу в школе, родилась в 1944 году. Однако это был еще не «Последний звонок». Федор Брюховецкий предложил отмечать праздник «За честь школы». В основу идеи легло официальное письмо, в котором сообщалось о присвоении выпускнику этой школы Александру Мироненко звания Героя Советского Союза. В этом письме были строки о школе, воспитавшей героя, о чести школы.
Традицией воркутинских школ и гимназий можно считать большой праздник в честь Последнего звонка для всех участников образовательного процесса: самих учащихся, педагогов и родителей. В этот день нет конца благодарности, которая звучит со сцены в адрес первых учителей выпускников, родителей, классных руководителей. Родители и учителя в ответ готовят трогательные напутствия, стихи и вокальные номера, снимают клипы и видеоролики, словом, стараются сделать это событие веселым и запоминающимся для своих детей, перед которыми вот-вот откроются двери во взрослую жизнь. По традиции лицея №1, который в свое время объединили со школой №23, в бронзовый школьный колокольчик в некоторых школах и гимназиях теперь звонит каждый выпускник.
Хороший человек – это не профессия?
В этом году в школе №12 выпускается уникальный класс – психолого-педагогический. Это был своего рода эксперимент: девятиклассникам (ребята шли в этот класс по желанию) предложили почувствовать себя в роли будущих педагогов. Пять дней в неделю они занимались в своей школе как обычные ученики, а один – в Воркутинском педагогическом колледже, осваивая знания по направлениям: «Загадки психологии», «Введение в педагогику». «Педагогическая практика». По словам классного руководителя класса, педагога-организатора школы №12 Галины Сомовой, эксперимент получился удачным, о чем говорит уже тот факт, что за два года из класса не ушел ни один ученик.
С большим удовлетворением о работе с этим классом говорит и преподаватель Воркутинского педколледжа, куратор класса Анастасия Шамсутдинова. Она поясняет, что в ее задачу не входило непременно сориентировать старшеклассников на поступление в педагогический вуз, а предоставить им возможность познакомиться с образом педагога, заинтересовать новыми умениями в ходе педагогической практики и, главное, помочь стать хорошими людьми и специалистами в любых сферах в будущем.
Вот как сами ребята оценивают учебу в психолого-педагогическом классе. Все, пожелавшие принять участие в опросе, а среди них есть те, кто хочет стать врачом, поваром и даже судьей, считают, что получили ценный опыт, который понадобится им в будущем, например, при воспитании своих детей. Они отмечают, что основы психологии помогли им лучше узнать самих себя, понимать детей и родителей, развить такие качества как пунктуальность, трудолюбие, стрессоустойчивость, внимательность, ответственность.
Одна ученица ответила, что благодаря этому опыту, полюбила ходить в школу, научилась лучше общаться, стала активно участвовать в жизни школы и при этом планирует в дальнейшем стать менеджером. Еще одна выпускница считает важным для себя приобретенный опыт написания сценариев и организации детского досуга, хотя думает стать юристом. К большой радости организаторов эксперимента несколько ребят в дальнейшем планируют учиться на педагога, педагога-психолога, педагога-хореографа.
Рафинированная* молодежь из 13-ой…
Ребята еще одного замечательного, активного, творческого и, по сути, боевого 11-го класса сделают в этом году первый шаг во взрослую жизнь. Речь идет о выпускном кадетском классе школы №13. Решение стать кадетами ребята и их родители принимали по предложению заместителя директора по воспитательной работе Татьяны Лободаевой прямо на выпускном в начальной школе. Юным кадетам нравилось носить красивую форму, выступать на школьных и городских мероприятиях, но вместе с тем им пришлось хорошо потрудиться, чтобы освоить строевую подготовку, разборку и сборку оружия, другие «военные» умения.
Мы поинтересовались у ребят, чему их научило кадетство, и собираются ли они продолжить дальнейшее обучение в том же направлении? Скажем сразу, что из участвующих в опросе только один юноша – Владислав Пупышев- твердо решил стать военным. Другие ребята планируют связать свою профессиональную жизнь с иными сферами.
За минувшие семь лет учеба и жизнь в кадетском классе, которые ребята считают лучшими в своей жизни, научила их самодисциплине, терпению, субординации, крепкой дружбе, решению трудных задач, умению работать в коллективе и по праву гордиться своим классом.
Со школой расставаться им очень жаль, потому что, по выражению одной выпускницы, учеба и внеклассная жизнь в 13-й стала для них «мощной точкой роста», где педагоги помогали раскрывать свои таланты, открывали новые возможности. Все ребята надеются сохранить связь друг с другом и со своими учителями. Пусть так и будет!
*Рафинированный – очищенный от примесей, изысканный, утонченный (словарь С.И. Ожегова).
Информация предоставлена управлением образования МО ГО «Воркута»