Профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Согласно предварительному прогнозу из 758 девятиклассников школ Воркуты продолжить обучение в 2024/2025 учебном году в 10-х классах планируют около 340 человек. Ежегодно эта цифра соответствует 45 процентам от общего количества выпускников. Из них в профильных классах предполагают продолжить обучение 247 учащихся по следующим профилям: гуманитарный, физико-математический, естественно-научный, химико-биологический, социально-экономический, информационно-технологический.
Профили предполагают углубленное изучение от двух до четырех предметов в зависимости от направленности.
В школах № 12, 26 и 40 созданы условия для реализации профильных программ: обновлена материально-техническая база учреждений, педагогические работники с высшей категорией прошли профессиональную переподготовку для работы в профильных классах.
Успешное обучение в профильных классах дает их выпускникам больше возможностей на поступление не только по выбранному профилю, но и на специальности смежных областей.
Инженерный класс
В настоящее время в России, в том числе и Республике Коми зафиксирована нехватка квалифицированных инженерных кадров. Только в феврале этого года российские компании разместили более 78000 новых вакансий – это на 66 процентов больше, чем зимой 2022 года. В Республике Коми рост новых вакансий для инженеров увеличился на 76 процентов по сравнению с прошлогодними показателями.
В топ отраслей по наиболее высокому спросу на инженеров вошли следующие: тяжелое машиностроение, металлургия, ретейл, сферы энергетики, нефти и газа, телекоммуникаций и добывающая отрасль.
Инженерный класс, который откроется в школе № 40 – это специализированная образовательная программа, направленная на получение инженерных знаний и применения их на практике. Если сравнивать инженерный класс и профильный физико-математический, то во втором просто увеличено количество часов на прохождение профильных предметов. В инженерном классе кроме профильного изучения предметов технической направленности есть возможность познакомиться с инженерными специальностями, попробовать себя в них.
Программа предполагает дополнительные часы для углубленного изучения математики (включая начала математического анализа), физику, информатику. Учащиеся инженерного класса смогут самостоятельно выбрать элективные или дополнительные курсы, которые ведутся преподавателями ВУЗа, например, Воркутинского филиала УГТУ, или Военного ордена Жукова университета радиоэлектроники.
Медицинский класс
Медицинское направление в профильном образовании способствует формированию мотивации к выбору профессии медицинского работника. За два года подготовки старшеклассники получат знания профильных предметов «Биология», «Химия» и «Основы медицинских знаний» на углублённом уровне, приобретут опыт самостоятельной проектной деятельности и участия в конкурсных и презентационных мероприятиях.
Учащиеся получат базовые медицинские знания и практические умения в области оказания первой помощи, измерения физиологических показателей, применения медицинских диагностических приборов. Они узнают о требованиях к специалистам в системе здравоохранения Республики, пройдут практику на учебно-лабораторном оборудовании, приобретут знания из области медицины не только в сфере здравоохранения, но и в других отраслях: генной инженерии, биотехнологии, экологии, фармацевтике, космической медицине, клинической психологии и других.
Создание медицинского класса в школе № 26 продиктовано конкретным социальным заказом – необходимостью более ранней профессиональной ориентации и
помощи абитуриентам в преодолении конкурсного барьера при поступлении в ВУЗы медицинского и естественнонаучного профиля.
Педагогический класс
Российская система образования сегодня решает амбициозную задачу создания профильных психолого-педагогических классов. Пять тысяч таких классов должны быть открыты в ближайшее время в разных регионах страны. Такое движение очень значимо, потому что вектор на педагогику сегодня важен как никогда
Первый педагогический (10-й) класс был организован в школе №12 в сентябре 2022 года. Данный профиль – эффективная форма профориентации, так как способствует развитию у школьников устойчивого интереса к педагогической деятельности, организаторских и коммуникативных умений, даёт возможность осуществить профессионально-педагогические пробы через включение в социально-педагогическую практику и социально значимую деятельность, создаёт благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации и самосовершенствования учащихся.
Работа в педагогическом классе строится в тесном сотрудничестве с коллективом Воркутинского филиала государственного профессионального образовательного учреждения. «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова». За два года работы никто из ребят не ушел из педкласса.
В летний период 2024 года специально для этого класса будет оборудован кабинет.
Создание профильных классов даёт возможность учащимся уже сейчас заложить фундамент будущей профессии, а, значит, повысить качество уже взрослой жизни.
Контактная информация для всех заинтересованных:
СОШ № 12 (психолого-педагогический класс). Телефон приемной: 7 (82151) 6-28-77.
СОШ № 26 (медицинский класс). Телефон заместителя директора по учебной работе: +7 (82151) 5-99-59. Телефон приемной: +7 (82151) 7-86-60.
СОШ № 40 (инженерный класс). Телефон директора: +7 (82151) 3-25-89. Телефон заместителя директора по учебной работе: +7 (82151) 3-34-15.